Сколько стоит конфиденциальность? Разные компании дают разные ответы. Yahoo предлагает электронную почту без рекламы за $5 в месяц; за музыку без рекламы Spotify взимает вдвое больше. Чтобы освободиться от рекламы на YouTube, нужно заплатить $13,99, а то и больше.
В этом месяце компания Meta предложила пользователям из Европы подключить ежемесячную подписку на Facebook и Instagram без рекламы, чем повлекла за собой еще больше угроз и судебных разбирательств со стороны Европейских регуляторов. Подписка на ФБ, это своего рода костыль, которым Мета планировала закрыть вопрос с согласием пользователей на передачу данных. Однако, как и все костыли, он спровоцировал больший резонанс и грозит компании новыми исками.
«Meta отчаянно пытается найти решения, позволяющие сохранить нынешний статус-кво», — говорит Тобиас Юдин, представитель норвежского органа по надзору за конфиденциальностью Datatilsynet
В течение многих лет европейские суды утверждали, что Meta не может использовать персональные данные для рекламы, если компания не получит свободного и явного согласия (да или нет) от людей, пользующихся ее услугами.
В июле Норвегия, которая не является членом ЕС, но входит в Европейскую экономическую зону, назвала способ, которым Meta таргетирует рекламу на пользователей, незаконным и ввела запрет. Затем страна начала штрафовать Meta на 100 000 долларов за каждый день несоблюдения требований. Сегодня этот штраф составляет более 7 миллионов долларов.
Вчера было объявлено, что запрет Норвегии будет повторен и на территории ЕС после его одобрения Европейским советом по защите данных (EDPB), группой регулирующих органов. Ожидается, что запрет вступит в силу в течение следующих двух недель. Если Meta снова не выполнит требования, ЕС может наложить гораздо более высокие штрафы, чем Норвегия. В мае компанию обязали выплатить 1 миллиард долларов за незаконную передачу данных европейцев в США.
Тобиас Юдин не считает, что модель оплаты за конфиденциальность является законной альтернативой нынешней системе Meta. «По сути, это равносильно вымогательству: либо заплатите нам, либо отдайте все свои права»
«Вы не можете продать свои основные права, а право на защиту данных является фундаментальным правом», — говорит Макса Шремса, австрийского активиста по защите конфиденциальности. По его мнению, конфиденциальность не продается, так же как вы не можете законно продать свою почку или свое право голоса.
Если Европа примет новую модель Меты, это будет означать, что конфиденциальность — это всего лишь коммерческое право, которое могут себе позволить только группа избранных, что превратит ее в предмет роскоши.